Договор воздушной перевозки заключение

договор воздушной перевозки заключение

В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.

Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

Договор воздушной перевозки пассажиров

Факультет: Юридический

Направление подготовки бакалавра: 030900.62 «Юриспруденция»

Кафедра: Гражданского права и гражданского процесса

Курсовая работа

Тема: «Договор воздушной перевозки пассажиров»

Самара

ВВЕДЕНИЕ

В современных рыночных условиях правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью.

Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентами, связанных с исполнением договоров перевозки.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Перевозкам посвящены глава 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а так же транспортные уставы и кодексы. Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров.

Особенностям перевозки пассажиров и их багажа воздушным транспортом посвящена 15 глава Воздушного кодекса Российской Федерации. Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на воздушном транспорте, нашла свое отражение в федеральном законе от 28 июня 2007 г. № 82 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В указанных Правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.

В соответствие со ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ).

Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира (ст. 786 ГК РФ). По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажирам багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических проблем содержания и реализации института договора воздушной перевозки пассажиров.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

Дать правовую характеристику договора перевозки;

Раскрыть содержание договора воздушной перевозки пассажиров;

Рассмотреть ответственность по этому договору.

Объектом настоящего исследования выступают отношения, складывающиеся по поводу организации перевозок пассажиров и багажа. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, посвященная договору воздушной перевозки пассажиров.

Методологическую основу исследования составили такие методы как комплексный анализ нормативно-правовой базы касающейся договора перевозки пассажиров, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический и др.

Теоретическую основу курсовой работы составили результаты научных исследований представителей отечественной цивилистики, действующее федеральное законодательство, а также судебная практика. В курсовой работе нашли отражения научные работы современных цивилистов, таких как: В.В. Витрянский, В.В. Залесский, Е.А. Флейшиц, О.Н. Садиков.

Научная значимость состоит в том, что проведено научное исследование договора воздушной перевозки пассажиров, которое обусловлено используемыми подходами к анализу института договора воздушной перевозки пассажиров, а также кругом исследуемых правовых проблем.

Курсовая работа по структуре состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Законодательное определение договора перевозки пассажира на всех видах транспорта дано в п. 1 ст. 786 ГК РФ, «По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажиров к месту назначения, а пассажир обязан уплатить установленную плату за проезд». Как видно из этого определения, данный договор не содержит предоставления пассажиру, в соответствии с размером оплаты, обусловленных договором условий, удобств и услуг, что, на мой взгляд было бы необходимо включить в данное определение.

Это упущение частично устранено в Воздушном кодексе, где, в соответствии с общим определением п. 1 ст. 786 ГК РФ с некоторыми отличиями сформулирована концепция договора перевозки пассажиров: «В соответствии с договором перевозки пассажиров, одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, предоставив ему место на борту самолета совершающего рейс, указанный в билете, а другая сторона (пассажир) обязуется оплатить авиаперевозку» (п. 1 ст. 103 ВК РФ). В этом определение договора перевозки пассажиров дополнено обязательство перевозчика обеспечить пассажиру место, указав его в билете.

Договор воздушной перевозки пассажира является взаимным. Взаимным признают договор, по которому каждая из сторон несет обязанность в пользу другой стороны. Сторона считается должником в том, что обязана сделать в пользу другой стороны, и в то же время кредитором в отношении того, что имеет право требовать (ст. 308 ГК РФ). В этом договоре, каждая сторона (перевозчик и пассажир) имеет определенные права и несет определенные обязанности: пассажир имеет право на перевозку, но обязан оплатить проезд, а перевозчик имеет право на получение от пассажира стоимости проезда, но обязан его перевезти до пункта назначения.

Договор воздушной перевозки пассажиров относится к возмездным договорам. Возмездность договора означает, что имущественному предоставлению со стороны контрагента, который выполняет свои​​обязательства, с необходимостью соответствует встречное имущественное предоставление другого контрагента (ст. 423 ГК РФ). Самым распространенным случаем такого положение является плата в виде определенной денежной компенсации. Возмездность договора авиаперевозки пассажиров проявляется в том, что пассажир самолета оплачивает свой​​проезд.

Договор вoздушнoй пeрeвoзки пaccaжиров является кoнceнcуaльным. Консенсуальным признается договор для заключения которого достаточно соглашения между сторонами по всем его существенным условиям. Существенными признаются те условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Среди всех условий какого-либо договора должны определить те условия, которые составляют видообразующие признаки договорных обязательств и, следовательно, включены законодателем в само определение договора. Такие условия, несомненно, являются существенными условиями договора. Таким образом, законодатель дает понять, что эти условия необходимы для данного вида договорного обязательства.

Для заключения договора, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласован хотя бы один из его существенных условий. Круг существенных условий зависит от конкретных особенностей дoгoвoрa. Единственное существенное условие договора авиаперевозки пассажиров (как видно из определения договора) является условие о его предмете — транспортной услуге. Соглашение сторон по существенным условиям договора авиаперевозки пассажира считается совершенным с момента приобретения пассажиром проездного документа (билета).

Необходимо отметить, что, если характеризовать договор авиаперевозки пассажиров как кoнceнcуaльный, и если исходить из общей концепции этого определения по отношению к договору перевозки пассажиров в целом (в соответствии со ст. 786 ГК РФ), то можно обнаружить следующие противоречия. Так, например, А.М. Эрделевский, в комментариях к ГК РФ классифицирует заключения договоров перевозки пассажиров, как кoнceнcуaльный: «Договор перевозки пассажира является кoнceнcуaльным, возмездным двусторонне обязывающим». Это мнение разделяют вместе с ним Д.А. Менделеева и В.T Смирнов: «договор перевозки пассажира — взаимный, возмездный и кoнceнсуaльный, что отличает его от договора перевозки груза»; В.В. Витрянский: «Уже из самого определения договора перевозки пассажира, следует, что это соглашение, в отличие от договора перевозки конкретного груза является консенсуальным, то есть, после того, как пассажир приобрел билет, договор будет считаться заключенным, а пассажир имеет право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей».

В отличие от вышеназванных авторов, ряд ученых-правоведов придерживается мнения, что договор перевозки пассажиров относится к числу реальных договоров. Например, В.А. Белов, считает, что «договор перевозки пассажира является возмездным, взаимным и реальным (считается заключенным после приобретения физическим лицом статуса пассажира — его посадки в транспортное средство)»; Ю.Б. Маковский: «Договоры перевозки пассажиров, независимо от времени оформления билета, являются реальными договорами, то есть вступают в силу с момента прибытия пассажира на посадку».

Анализируя точки зрения всех вышеуказанных авторов, можно сделать вывод, что договор авиаперевозки пассажира в целом, относится к категории консенсуального договора, что объясняется следующим. Разделение соглашения на реальные и консенсуальные (по времени возникновения правоотношения) считает М.В. Кротов, и чье мнение, на мой взгляд является самым верным, объясняется моментом, к которому приурочивается возникновение договора, и, не следует смешивать реальное исполнение договора с момента его возникновения, так как время заключения договора и срок его вступления в силу могут не совпадать.

Договор воздушной перевозки пассажиров является публичным, при соблюдении определенных условий, установленных в ст. 426 и ст. 789 ГК РФ. Во-первых, в качестве перевозчика должны выступать только коммерческие организации, которые осуществляют перевозки транспортом общего пользования. Во-вторых, в силу закона, иного правового акта, или выданной лицензии, перевозчик должен выполнить перевозки в отношении каждого, кто к нему обратиться. В-третьих, перевозчик должен быть включен в специальный перечень организаций, которые обязаны осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит обязательному опубликованию.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание характер и назначение авиаперевозок пассажиров (удовлетворение личных потребностей граждан в перевозке в качестве пассажиров, доставке их багаж), договор авиаперевозки пассажиров может быть признан публичным в случае осуществления перевозок, на воздушных судах, выполняющих рейсы по расписанию, то есть при выполнении регулярных авиаперевозок пассажиров.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА

По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так называемый эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 100 ВК РФ). Эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ), т.е. лицо, владеющее воздушным судном на законном основании.

Наряду с этим для обозначения участника воздушных перевозок ВК РФ использует понятие «авиационное предприятие», под которым понимается юридическое лицо, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты или выполнение авиационных работ при наличии полученной в установленном порядке лицензии (п. 1 ст. 61, ст. 62 ВК РФ).

Содержание любого договора в науке гражданского права признается множество всех его условий. Условия выражаются определяемыми ими правами и обязанностями сторон, то есть различными комбинациями этих прав и обязанностей. По мнению В.В. Витрянского вполне возможно рассматривать проблему содержания договорного обязательства по перевозке пассажиров через права и обязанности пассажира и перевозчика.

В.В. Витрянский делит все права и обязанности на две группы: первая — обязанности, которые положительным образом не регулируются, но которые вытекают из предусмотренных законодательством прав пассажиров и представляют собой обязанности по обеспечению этих прав; вторая — это обязанности перевозчика, которые установлены и регулируется непосредственно транспортным законодательством.

К первой группе могут быть отнесены общие обязательства перевозчика по обеспечению следующих прав пассажира: провозить с собой бесплатно ребенка определенного возраста, а также ручную кладь, размеры которой не превышают пределов установленных правилами перевозки, продлевать срок действия проездных документов и другие.

Вторую группу составляют обязанности транспортной организации ответственность за своевременную подачу транспортных средств для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с графиком и расписанием движения, доставке пассажира и его багажа в пункт назначения в установленный срок, обеспечению безопасности пассажира и его багажа в пути следования, обеспечение пассажиру комплекса услуг, соответствующего сервисного обслуживания, оплаченного пассажиром при покупке билета. Обязанности перевозчика непосредственно регулируются транспортным законодательством, которое также определяет меры ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязанностей.

Основной обязанностью перевозчика воздушного судна является перевозка пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места в авиатранспорте, указанный в билете, а также в случае сдачи пассажиром багажа — доставка багажа (п.1 ст.103 ВК РФ). Таким образом, указание места назначения (прибытия) в договоре является важным элементом, потому что, во-первых, это прямо предусмотрено законом (ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103 ВК РФ), а во-вторых, при несоблюдение договора, его нельзя признать надлежащим образом исполненным. Пункт назначения, указывается в расписании воздушных судов, а также в пассажирском билете (пассажирский купон, полетный купон), в багажной квитанции, на багажных бирках, а также в других сопроводительных документах.

Перевозчик обязан доставить пассажира к месту назначения в сроки, которые определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а если такие сроки не обозначены, то возникает обязанность перевезти пассажира в разумный срок (ст. 792 ГК РФ). ВК РФ уточняет, что срок доставки пассажира и его багажа определяется установленными правилам перевозок (п. 1 ст. 103 ВК РФ). Как правило, перевозки выполняются по графику, согласованному и утвержденному перевозчиком.

Кроме того, в обязанности перевозчика входит организация обслуживания пассажиров воздушным транспортом, предоставление им точной и своевременной информацией о движении воздушного транспорта и о предоставляемых услугах (п.1 ст. 106 ВК РФ). Это связано с тем, что пассажир, как сторона договора имеет право на информацию, безопасность, выбор и качество услуг. Все эти вопросы регулируются правилами воздушных перевозок и другими нормативными актами.

Наиболее важной обязанностью воздушного перевозчика является обеспечение безопасности авиаперелетов. Авиационная безопасность определяется как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в сферу деятельности авиации и обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов и аэропортов, службами авиационной безопасности (авиационных предприятий), а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральным законом (п. 1.2 ст. 83 ВК РФ).

Строгое соблюдение этих положений является необходимым условием надлежащего исполнения договора воздушной перевозки пассажира.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА

Вступая в правоотношения по перевозке пассажиров, физическое лицо приобретает статус пассажира гражданско-правового характера. Этот вывод следует из самой природы этого вида правоотношений. Во-первых, основой этих отношений является договор между перевозчиком и физическим лицом, который может быть либо в письменной форме (проездные документы), либо в устной форме (путем совершения конклюдентных действий физическим лицом, свидетельствующих о согласии физического лица с условиями перевозки). Во-вторых, гражданско-правовой статус пассажира возникает у физического лица добровольно и основан на личном интересе физического лица по перевозке его самого и его багажа.

Можно согласиться с мнением большинства авторов, что ядром​правового статуса пассажира являются субъективные права и обязанности. Таким образом, субъективное право пассажира направлено на удовлетворение интереса физического лица по перевозке его самого и его багажа. Для достижения этого общего субъективного права законодателем было введено большое количество прикладных субъективных прав пассажира (например, по изменению условий договора перевозки, защите нарушенных перевозчиком прав), чтобы помочь физическому лицу удовлетворить свой интерес по перевозке. Реализация субъективного права пассажира невозможна без надлежащего исполнения самим пассажиром обязанностей по заключению договора перевозки и исполнения обязанностей перевозчиком по оказанию транспортных услуг каждому обратившемуся к нему физическому лицу. Таким образом, гражданско-правовой статус пассажира состоит из субъективных прав и обязанностей пассажира, как в нормативных, так и в охранительных отношениях.

Основной обязанностью пассажира является внесение установленной платы за перевозку в силу того, что договор является возмездным (ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103 ВК РФ). При наличии багажа сверх нормы установленной договором бесплатной перевозки, пассажир обязан доплатить за провоз этого багажа.

Провозная плата устанавливается по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ). В настоящее время принцип «свободных тарифов», в соответствии с которым сам перевозчик устанавливает размер провозной платы, а пассажир самим фактом приобретения билета выражает свое согласие с размером провозной платы.

Размер провозной платы должен быть одинаковым для всех пассажиров-потребителей. Однако, это правило не распространяется на случаи бесплатного предоставления транспортных услуг, скидок, дополнительных услуг для отдельных категорий граждан, когда это требуется законодательством или правилами перевозки конкретного перевозчика. Например, пенсионерам, ветеранам, инвалидам, студентам и т.д.

Основные права и льготы, предоставляемые пассажиру, перечислены в п. 3 ст. 786 ГК РФ. Нормы ГК РФ имеют приоритет над нормами транспортных уставов и кодексов, отсюда следует, что специальное транспортное законодательство не может ограничить перечень прав и льгот установленных нормами ГК РФ. Они включают в себя право пассажира бесплатно или на льготных условиях перевозить детей, ручную кладь в пределах установленных норм, и сдавать багаж к перевозке за плату по тарифу.

Специфика прав и льгот пассажиров воздушных судов находит свое отражение в ст. 106 ВК РФ. Согласно этой норме пассажир имеет право проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок; бесплатного провоза багажа в пределах установленных норм; бесплатного, а при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом, провоза с собой одного ребенка в возрасте до двух лет без предоставления отдельного места. Другие дети не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест, бесплатного пользования услугами комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка, а также место в отеле при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Пассажир обязан соблюдать закон при пользовании воздушным транспортом. Отказ пассажиром выполнения обязанностей может привести к прекращению по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажиров. Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 107 ВК РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажиров в следующих случаях: нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и другие требований, установленных законодательством Российской Федерации в отношении воздушного транспорта, а при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита; отказ пассажира соблюдать требования возложенные на него федеральными авиационными правилами, если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а также создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц; отказ пассажира воздушного судна оплатить перевозку своего багажа, вес которого превышает нормы бесплатного провоза багажа; отказ пассажира оплатить провоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных ВК РФ; нарушение пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, которое угрожает безопасности полета воздушного судна либо угрозу для жизни или здоровья других лиц, а также невыполнение пассажиром распоряжений командира воздушного судна, наличие в вещах находящихся при пассажире, а также в багаже, запрещенных к перевозке воздушным транспортом вещей или предметов .

Тем не менее, следует отметить, что пассажир как гражданин — потребитель имеет определенные гарантии соблюдения своих прав во избежание произвольного толкования положений ст. 107 ВК РФ перевозчиком. Так, при прекращении по инициативе перевозчика в одностороннем порядке договора воздушной перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право на возврат суммы, уплаченной за воздушную перевозку (п. 2 ст. 107 ВК РФ). Тем не менее, плата за перевозку пассажиру не возвращается, если он нарушил правила поведения на борту воздушного судна, поставив под угрозу безопасность полета или жизни и здоровью других пассажиров, и не выполнил необходимые распоряжения командира воздушного судна.

В обязанности пассажира входит прохождение предполетного досмотра (ст. 85 ВК РФ). Досмотр пассажиров, а также членов экипажей воздушных судов, ручной клади и багажа проводится на воздушном транспорте в целях обеспечения безопасности полетов, охраны здоровья и жизни пассажиров, членов экипажа и авиационного персонала, предотвращение возможных попыток захвата гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также пресечение незаконного провоза оружия и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте в соответствии с условиями безопасности полетов. Правила и процедуры предварительного досмотра пассажиров, устанавливаются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Пассажир имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора воздушной перевозки пассажиров и багажа (ст. 108 ВК РФ). Кодекс не определяет конкретных оснований, по которым возможен отказ пассажира от договора. Право на односторонний отказ от исполнения договора предоставлено пассажиру как гражданину-потребителю при соблюдении определенных условий. Например, пассажир имеет право отказаться от полета не позднее чем за двадцать четыре часа до вылета самолета, если самим авиаперевозчиком не установлен льготный срок. В этом случае, пассажиру возвращается уплаченная за билет сумма. Если пассажир отказывается от полета позднее, то он имеет право получить сумму, уплаченную за билет, но с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку. Удержание сбора перевозчиком следует рассматривать как меру оперативного воздействия, применяемую в одностороннем порядке.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора воздушной перевозки пассажиров, влечет за собой ответственность, установленную ГК РФ и специальными актами транспортного законодательства. Однако законодатель определяет, что соглашение транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности являются недействительными (п. 2 ст. 793 ГК РФ). Следовательно, важной особенностью ответственности по договору воздушной перевозки пассажиров является то, что по отношению к этому договору не допускаются соглашения между перевозчиком и пассажиром об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика. С другой стороны, эта формула не исключает соглашений, направленных на ограничение или устранение предусмотренной законом ответственности пассажира, а также для усиления ответственности перевозчика.

Учитывая эту особенность ответственности сторон в договоре воздушной перевозки пассажира, законодателем в ВК РФ включено положение о том, что перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами на повышение пределов своей ответственности, по сравнению с пределами, установленными ВК РФ или международными договорами Российской Федерации (ст. 123 ВК РФ).

Исходя из того, что договор воздушной перевозки пассажира является публичным договором и отвечает признакам договора присоединения, в отношении такого договора любое соглашение между перевозчиком и пассажиром, в том числе о повышении пределов ответственности перевозчика, означает лишь то, что в стандартные условия договора воздушной перевозки пассажира, которые как правило, помещены в отдельный текст на проездном документе, должны быть включены дополнительные условия о повышении пределов ответственности перевозчика, имеющие распространение на любого пассажира, купившего билет.

Как было отмечено ранее, особенностью ответственности перевозчика транспортных обязательствах является ее ограниченный характер. Тем не менее, в отношении договора воздушной перевозки пассажира и багажа, ограниченная ответственность возникает только в случаях утраты, недостачи или повреждения багажа перевозчиком, когда размер ущерба ограничен стоимостью утраченного или недостающих багажа (п. 2 ст. 796 ГК РФ, п. 1 ст. 119 ВК РФ). Когда при причинении вреда жизни или здоровью пассажира (нематериальные блага) ограничение ответственности перевозчика не допускается.

Ответственность воздушного перевозчика наступает в случаях утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире (ст. 796 ГК РФ, ст. 118, 119 ВК РФ), в случае просрочки доставки пассажира и багажа (ст. 120 ВК РФ), а также в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна (ст. 800 ГК РФ, ст. 117 ВК РФ). За потерю, недостачу, повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в том случае, если он принимает багаж пассажира к перевозке и не выдает его в пункте назначения, или выдает в поврежденном состоянии, либо количество сданного к перевозке пассажиром багажа не соответствует полученному по окончании перевозки.

Следует отметить, что п. 3 ст. 796 ГК РФ предусматривает необходимость возврата стоимость транспортировки багажа, полученной с пассажира за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного багажа, однако, ВК РФ не предусматривает такую возможность. В этом случае применению подлежит норма ГК РФ.

Перевозчик также несет ответственность за безопасность пассажирских «вещей (ручной клади), если он не докажет, что утрата, недостача или повреждение (ущерб) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 2 ст. 118 ВК РФ).

По мнению В.В., Витрянского правильность формулировки ст. 118 ВК РФ вызывает сомнения. Во-первых, доказательства, свидетельствующие о том, что перевозчиком были «приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда» или что «такие меры невозможно было принять», скорее относятся к области деликтных обязательств и никак не могут служить основанием освобождения должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, к каковому относится обязательство перевозчика по обеспечению сохранности перевозимого багажа; во-вторых, степень необходимости мер «по предотвращению причинения вреда» — это оценочное и относительное понятие, которое требует определенных законодательных критериев, отсутствующих в тексте ВК РФ; в — третьих, транспортные уставы и кодексы могут регулировать правовые отношения, связанные с перевозкой пассажиров лишь в части, не урегулированной гл. 40 ГК РФ, а вопрос об основаниях освобождения от ответственности перевозчика за несохранность перевозимого багажа решен непосредственным образом императивной нормой ГК РФ. Таким образом, ученый приходит к выводу, что при воздушной перевозке перевозчик несет ответственность за несохранность перевозимого багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошла вследствии обстоятельств, которые перевозчик не мог избежать и устранение которых от него не зависело.

Ответственности воздушного перевозчика за утрату, недостачу, повреждение или порчу багажа строится на принципе вины. Он несет ответственность, если не докажет, что данные последствия не были результатом совершенных умышленно действий (или бездействия) перевозчика или произошли не во время перевозки (п. 3 ст . 118 ВК РФ).

Следует отметить, что п. 3 ст. 796 ГК РФ предусматривает необходимость возврата провозной платы, полученной с пассажира за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного багажа, однако, ВК РФ не предусматривает такую возможность. В этом случае применению подлежит норма ГК РФ.

Еще одно основание ответственности авиаперевозчиков это нарушение сроков доставки пассажиров и багажа (ст. 795 ГК, ст. 120 ВК РФ).

ГК РФ впервые установил ответственность в форме законной неустойки, которая применяется к транспортным организациям в случае нарушения расписания движения транспортных средств, неисполнения условий договора перевозки пассажира в части времени отправления транспортного средства и его прибытия в пункт назначения.

За задержку отправления или опоздание прибытия транспортного средства (просрочке доставки пассажира и багажа), перевозчик обязан уплатить штраф пассажиру, если не докажет, что задержка в доставке была связана с форс-мажорными обстоятельствами, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или других обстоятельств, зависящих от перевозчика (ст. 795 ГК РФ). Размер штрафа составляет двадцать пять процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более пятидесяти процентов провозной платы (ст. 120 ВК РФ).

Тем не менее, основания для освобождения от ответственности воздушного перевозчика не бесспорно. В.В. Залесский пишет: «Когда речь идет об устранении неисправности транспортного средства, предполагается транспортное средство, поданное под погрузку. Применительно к самолетам — посадка объявлена, самолет готов принять пассажиров». Таким образом, по мнению ученого, ссылка воздушно — транспортного предприятия на то, что к очередному рейсу самолет не может быть подан из-за «задержки» в аэропорту отправления не должна приниматься во внимание, так как перевозчик обязан выполнить свои обязательства, предоставив другое воздушное судно для посадки. Не следует принимать во внимание такие обстоятельства, как несвоевременная заправка воздушного судна топливом, отсутствие денежных средств для оплаты наземных служб аэропорта и т.д. Все эти обстоятельства охватываются риском предпринимательской деятельности, которую ведут коммерческие транспортные организации.

Так, например, Нижегородский областной суд удовлетворил требование истцов о взыскании с ответчика суммы убытков, связанных с отменой и перенесением авиарейса истцов. При этом суд отклонил довод ответчика о том, что он не принимает на себя обязательств по отправлению рейсов, в конкретное время, указанное в билете. Как указал суд, согласно ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Положениями п.7 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82 предусмотрено, что перевозка пассажиров регулярными рейсами осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажиров. Более того, перевозчик на основании ст. 795 ГК РФ несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира. Нарушение ответчиком своих обязательств повлекло для истцов необходимость несения дополнительных затрат для осуществления запланированной поездки. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования истца.

С высказанным суждением В.В. Залесского не согласен В.В. Витрянский, по мнению которого: «стремление перевозчика освободиться от ответственности будет заставлять последнего подавать под посадку пассажиров неисправные транспортные средства, а затем приступать к устранению неисправности. Не думаем, что такая перспектива обрадует самих пассажиров, которых попросят после посадки покинуть салон самолета … в целях исправления обнаруженной неисправности. Кроме того, решение вопроса об освобождении перевозчика от ответственности в зависимости от того, когда он приступил к устранению неисправности транспортного средства (до его подачи по посадку пассажиров или после таковой), представляется сугубо формальным».

По мнению ученого, в сферу доказывания наличия оснований, освобождающих перевозчика от ответственности за задержку отправления пассажира, при технической неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров во всех случаях включены доказательства невозможности отправить пассажиров в путь на ином исправном транспортном средстве. В этом случае не имеет значения момент, когда была обнаружена техническая неисправность транспортного средства, и когда перевозчик приступил к ее устранению.

Если пассажир отказывается от полета из-за задержки транспортного средства, перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Еще одним основанием ответственности перевозчика является причинение вреда жизни и здоровью пассажира воздушного судна (ст. 800 ГК РФ, ст. 117 ВК РФ). Ответственность перевозчика в этом случае носит внедоговорный (деликтный) характер и определяется по правилам гл. 59 ГК РФ. К отношениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью пассажира применяются нормы об ответственности за вред, причиненной деятельностью, которая создает повышенную опасность для окружающих. Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ, физические и юридические лица, деятельность которых связана с повышенным риском для других (например, использования транспортных средств) обязаны возместить вред, если только не будет доказано, что ущерб был причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Более того, законодатель указывает, что обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, независимо от оснований владения источником повышенной опасности (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, права аренды и т.д.).

Ответственность может наступить только, когда причинен вред в процессе осуществления воздушной перевозки. В этих целях ВК РФ указывает, что пассажирская перевозка включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на самолет, и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром (п. 2 ст. 117 ВК РФ).

Вопросы размеров возмещения вреда, причиненного здоровью регулируется ст. 1085 ГК РФ.

Принимая во внимание тот факт, что договор перевозки пассажиров и багажа является договором с участием гражданина — потребителя, законодательство предусматривает дополнительные обязанности контрагента гражданина по договору, направленные на «преодоление» неравенство сторон.

Следовательно, в этом случае применяются не только нормы ГК РФ и ВК РФ, но и положения Закона о защите прав потребителей о сроках выполнения работ и оказания услуг, о правах потребителя, при обнаружении недостатков — оказанной услуги, о последствиях нарушения исполнителем сроков оказания услуги (ст. 27, 28, 29 и т.д.).

Законодательство о защите прав потребителей предоставляет пассажиру право компенсации с перевозчика и морального вреда за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажиров и багажа.

Моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. При этом определение размера морального вреда является компетенцией суда, а возмещению он подлежит независимо от возмещения имущественного ущерба и убытков, понесенных потребителем.

В юридической литературе высказываются суждения в пользу возможности компенсации с перевозчика морального вреда в пользу пассажира.

В — частности, О.Н Садиков отмечает, что пассажир, потерпевший в результате задержки отправления и прибытия транспортного средства, вправе обращаться к способам защиты, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, в частности вправе потребовать возмещения причиненного морального ущерба.

Такого же мнения придерживается В.В. Залесский: «Пассажир выступает как потребитель услуг транспорта, и поэтому его отношения с транспортным предприятием регулируются не только транспортным законодательством, но и Законом о защите прав потребителей, который установил другой вид ответственности за неисполнение обязательства, возникшего из договора с гражданином — потребителем. Согласно с п. 15 указанного Закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, подлежит компенсации причинителями вреда при наличии их вины».

Московский городской суд отклонил требования истца к ответчику о защите прав потребителей. Как указал истец, сотрудники ответчика вовремя не уведомили истца о начавшейся посадки в самолет и впоследствии отказали истцу в посадке, ссылаясь на то, что их начальник уже принял решение об отказе. Суд указал, что в соответствие со ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Между тем, согласно п.91 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82 пассажиру, опоздавшему ко времени начала регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Судом отклонены доводы истца о том, что его опоздание на посадку было связано с ненадлежащим извещением о времени посадки, поскольку истцу были вручены посадочные талоны, в которых указано время посадки. В назначенное время истец на посадку не пришел. Доказательств, свидетельствующих о том, что время посадки было изменено истцом не предоставлено. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Ответственность пассажиров за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки не четко регламентируется нормативными актами. В тексте ГК РФ и ВК РФ положения об ответственности пассажиров не содержатся, однако, правила международных транспортных перевозок устанавливают, что пассажир обязан в соответствии с общими нормами гражданского законодательства компенсировать убытки, причиненные по его вине имуществу перевозчика или багажу другого пассажира, за которые перевозчик несет ответственность (п. 15.4). В целом можно сделать вывод, что конкретных оснований ответственности пассажира в транспортном законодательстве не предусмотрено. Пассажиры обязаны соблюдать правила поведения на борту воздушного судна, не нарушать общественный порядок, в соответствии с требованиями членов экипажа, бережно относится к имуществу перевозчика и т.д. За нарушение данных требований пассажир может быть привлечен к административной ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

перевозчик пассажир ответственность договор

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Договор воздушной перевозки пассажиров является консенсуальным, взаимным и возмездным. Консенсуальность означает, что договор считается заключенным в момент выдачи пассажирского билета, которым и удостоверяется. В билете указаны все существенные условия договора. В части перевозки багажа договор носит реальный характер, поскольку оформляется багажной квитанцией при сдачи его перевозчику. Взаимность заключается в том, что правам и обязанностям одной стороны корреспондируют права и обязанности другой. Возмездность проявляется в осуществлении воздушной перевозки всегда за плату. Данная особенность обуславливается целью деятельности коммерческой гражданской авиацией — направленной на извлечение прибыли. Договор воздушной перевозки является публичным в случае осуществления регулярных воздушных перевозок.

Субъектами договора воздушной перевозки пассажиров является пассажир и перевозчик. Перевозчик обладает следующими признаками: а) он должен быть обозначен в качестве стороны в документе, оформляющем отношения по перевозки; б) осуществлять перевозку на воздушном судне принадлежащим ему на определенном правовом титуле (право собственности); в) обладать необходимыми правоустанавливающими документами необходимыми для осуществления перевозки пассажиров.

Предметом договора воздушной перевозки пассажира является транспортная услуга, заключающаяся в деятельности перевозчика по доставке пассажира, багажа в пункт назначения.

Содержание договора воздушной перевозки пассажира составляют взаимные права и обязанности сторон. Основной обязанностью перевозчика является осуществление перевозки и доставка пассажира, багажа в пункт назначения, а правом — требование платы за оказанную перевозку. Следовательно, основной обязанностью пассажира является уплата провозных платежей за воздушную перевозку, а право — в требовании осуществления данной воздушной перевозки и доставки в пункт назначения.

Основные особенности договора воздушной перевозки пассажира заключаются в том, что, во-первых, в качестве пассажира выступает гражданин-потребитель, и на этот вид перевозок распространяются положения закона «О защите прав потребителей», во-вторых, при пассажирской перевозке, дети, следующие по бесплатному билету без предоставления им отдельного места, являются участниками договорных отношений по перевозке, а не самостоятельной стороной договора воздушной перевозки пассажира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. (ред. от 02.11.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. (ред. от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства РФ.

.29.01.1996. № 5. Ст. 410.

.Воздушный кодекс Российской Федерации № 60-ФЗ от 19.03.1997 г. (ред. от 5.12.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.

.Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (ред. от 1. 09. 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140.

.Белов В.А. Гражданское право: курс лекций. М., 2007.

.Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2003.

.Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 2004.

.Залесский В.В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией-перевозчиком // Право и экономика. 2000. №9.

.Залесский В.В. Транспортные договоры: учебное пособие. М., 2007.

.Кротов М.В. Обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве. СПб., 1990.

.Маковский Ю.Б. Транспортное право: учебное пособие. М., 2010.

.Садиков О.Н. Сборник Постановлений Пленумов Верховных Судов

.Российской Федерации по гражданским делам. М., 1997.

.Решение Нижегородского областного суда от 02.07.2013 по делу № 33-4959/2013// СПС «Консультант-плюс».

.Решение Московского городского суда от 26.04.2013 по делу № 11-10270. // СПС «Консультант-плюс».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *